Рейтинги безопасности автомобилей
10 января 2025
Содержание:
- 1. Euro NCAP
- 2. ANCAP
- 3. Asean NCAP
- 4. C-NCAP
- 5. ARCAP
- 6. Таблица сравнения проводимых тестов и расчета рейтинга у разных программ оценки безопасности автомобилей в 2025 году
NCAP - аббревиатура New Car Assessment Program, в переводе на русский язык: программа оценки новых автомобилей.
Первая такая программа появилась в США в 1979 году, разработана она была NHTSA - Национальным управлением безопасностью движения на трассах, а первый краш-тест в рамках US NCAP, лобовой удар о препятствие на скорости 35 миль/час (56 км/ч), был проведен 21 мая 1979.
Euro NCAP
В декабре 1996 года по инициативе ряда правительственных и неправительственных организаций, по аналогии с американской, была создана Euro NCAP - European New Car Assessment Programme, Европейская программа оценки новых автомобилей. Внедрением и развитием этой программы стала заниматься одноименная некоммерческая организация. На сегодняшний день штаб-квартира Euro NCAP находится в бельгийском городе Лёвене.
Безопасность транспортных средств законодательно регламентируется нормами и правилами, так, например, в Российской Федерации перед началом официальных продаж любых новых моделей автомобилей, они должны получить ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Для получения этого документа проводят оценку и испытания согласно Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, действующего на территории ЕАЭС - Евразийского экономического союза. Регламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» основан на Правилах ЕЭК ООН, также, как и аналогичные нормы в других странах.
В чем же отличие добровольного тестирования NCAP от обязательных испытаний автомашин?
Сравним условия оценки согласно регламентам ТР ТС 018/2011 и Euro NCAP:
Наименование | ТР ТС 018/2011 | Euro NCAP |
---|---|---|
1. Проведение тестов | Обязательно | Выборочно или добровольно |
2. Испытуемые автомобили | Представляется заявителем (изготовителем) | Анонимная покупка у дилеров |
3. Количество автомашин | Согласовывается лабораторией | До 4 |
4. Оценка машин | Удовлетворение минимальных требований | Присуждение относительных баллов и звезд |
5. Количество основных краш-тестов | 2 | 5 |
6. Тест: лобовой удар в деформированную преграду | на скорости 56 км/ч с 40% перекрытием передка машины | в подвижный барьер с 50% перекрытием на встречных скоростях 50 км/ч |
7. Тест: боковое столкновение | Подвижный деформирующийся барьер на скорости 50 км/ч в неподвижную машину | Удар деформируемым барьером на скорости 60 км/ч |
8. Публикация протоколов испытаний | Не обязательна | В общем доступе |
9. Цель тестирования | Получение ОТТС | Рейтинг безопасности |
Как видно из таблицы, регламент Euro NCAP предъявляет к испытаниям более жесткие требования, тесты приближены к реальным ситуациям на дорогах, испытываемые автомобили куплены в торговой сети, а не специально подготовлены, результаты наглядны, информация находится в открытом доступе.
Параметры Euro NCAP тестирования с 2009 года разделены на четыре группы:
- 1 - Adult Occupant Protection (AOP) - защита взрослых в машине;
- 2 - Child Occupant Protection (COP) - защита детей в салоне автомобиля;
- 3 - Vulnerable Road User (VRU) Protection - защита уязвимых участников дорожного движения;
- 4 - Safety Assist (SA) - системы обеспечения безопасности (активная безопасность).
За каждый тест выставляются баллы не выше максимально допустимых нормируемых значений. Затем по группам суммируются выставленные оценочные баллы и вычисляется процентное соотношение полученной суммы к максимально возможной сумме по определенной группе.
Полученные проценты сравниваются с пороговыми значениями по группам и присуждаются рейтинговые звезды. Так в 2025 году, для получения автомобилем максимальных пяти звезд минимальные значения по группам должны быть такими: 80% (AOP), 80% (COP), 70% (VRU), 70% (SA).
Для получения общего взвешенного балла процентные значения по группам умножаются на групповые весовые коэффициенты: 40% (AOP), 20% (COP), 20% (VRU), 20% (SA), а затем складываются.
То есть, общий балл гипотетической пятизвездочной машине с минимальными величинами по группам равен: 0,8*40%+0,8*20%+0,7*20%+0,7*20%=76%.
Декларируемая цель Euro NCAP: создание системы рейтингов безопасности автомобилей для информирования потенциальных покупателей. Гарантийный срок рейтинга машины, протестированной Euro NCAP – шесть лет, до окончания этого срока организация утверждает, что проводит дополнительные проверки.
Результаты испытаний распространяются на автомашины, продающиеся на территории ЕС – Европейского Союза.
ANCAP
Australasian New Car Assessment Program или ANCAP – независимая программа оценки автомашин Австралазии, региона включающего в себя Австралию, Тасманию, Новую Зеландию, Новую Гвинею и находящихся рядом острова.
Организация ANCAP основана в 1992 году. Официально заявлено, что тестирование, проводимое ANCAP, является дополнением к обязательным нормам - австралийским правилам проектирования ADRs. Australian Design Rules (ADRs) устанавливают обязательные минимальные требования к безопасности новых автомобилей, поступающих на австралийский рынок.
С 2018 года рейтинги организации присуждаются моделям машин согласно протоколам Euro NCAP, адаптированным к местным условиям. Судя по таблице сравнения методик разных NCAP (см. ниже), сейчас регламенты ANCAP и Euro NCAP почти ничем не отличаются.
Рейтинг ANCAP действителен в течение шести лет.
Asean NCAP
Эта программа для стран Юго-Восточной Азии и одноименная организация была создана в декабре 2011 года совместными усилиями Малайзийского института исследований безопасности дорожного движения (MIROS) и Global NCAP – некоммерческого предприятия, специально созданного для поддержки и согласования программ оценки автомобилей в разных регионах мира.
Global NCAP финансировало начало работы Asean NCAP и первые испытания машин. В январе 2013 были опубликованы результаты тестирования первых семи автомобилей и оглашены первые рейтинговые оценки.
Первоначально, оценивалась только защита взрослых (AOP) и детей (COP), но с 2021 года тестирование было расширено – были добавлены еще две области: системы обеспечения безопасности (SA) и безопасность мотоциклистов (MS).
Из-за большого количества аварий с участием мотоциклов, с 2017 в Asean NCAP было решено уделять больше внимания защите мотоциклистов.
Анализируя условия испытаний и рейтинговую схему Asean NCAP можно сделать вывод, что проводимые тесты не так обширны и менее строги в сравнении с Euro NCAP и ANCAP.
C-NCAP
Китайская программа оценки безопасности автомобилей C-NCAP основана в 2006. С тех пор каждые три года происходит изменение регламента. Он менялся в 2009, 2012, 2015, 2018, 2021 и 2024 годах.
С 2018 года баллы по группам и общий рейтинговый балл представлены в процентном отношении. Максимальное количество звезд 5+.
С 2024 года минимальное количество баллов для получения автомобилем пяти звезд 83%, для получения рейтинга «5+» - 92%.
Тесты C-NCAP разделены на три группы:
- 1 – Occupant Protection - защита людей в машине;
- 2 – VRU protection - защита уязвимых участников дорожного движения;
- 3 – Active safety – активная безопасность.
Программа C-NCAP координируется Китайским Центром автомобильных технологий и исследований.
ARCAP
Autoreview Car Assessment Program – российская программа оценки автомобилей, основана журналом «Авторевю». Краш-тесты в рамках ARCAP проводятся с 1996 года, а с 2001 года они стали соответствовать методике Euro NCAP.
Последние испытания проводились только для оценки безопасности при лобовом ударе автомобиля
на скорости 64 км/ч о деформированный барьер, смещенный на 40%.
Для экономии средств тестирование проводится исключительно на пассивную безопасность.
Безопасность автомобиля оценивается не более чем в 16 баллов, а звездный рейтинг максимум в четыре звезды. Для получения четырех звезд достаточно набрать 12,8 баллов.
Для визуализации рейтинговых испытаний помимо звезд использует пиктограммы пассажира, автомобиля и водителя. Перечеркнутые символы водителя и пассажира означают повышенный риск нанесения тяжелых травм, а перечеркнутый символ автомобиля – серьезное разрушение машины.
Российская программа ARCAP не признана организацией Global NCAP.
Сравнение проводимых тестов и расчета рейтинга у разных программ оценки безопасности автомобилей в 2025 году
Проводимые тесты | Весовые коэф. в %, макс. баллы | ||||
---|---|---|---|---|---|
Euro NCAP | ANCAP | Asean NCAP | ARCAP | С-NCAP | |
I. Защита водителя и взрослых пассажиров | 40% | 40% | 40% | 100 % | |
1. Защита водителя и пассажиров (в т.ч. детей) | 54% | ||||
a) Лобовой удар | |||||
1. В подвижный деформируемый барьер (MPDB) с 50% перекрытием на встречных скоростях 50 км/ч | 8 | 8 | 20 | ||
1.1. В смещенный на 40% деформируемый неподвижный барьер на скорости 64 км/ч | 16 | 16 | |||
2. В жесткий барьер с полным перекрытием на скорости 50 км/ч | 8 | 8 | - | - | |
2.1. То же, на скорости 55 км/ч | 20 | ||||
б) Боковой удар | |||||
3. Деформируемым барьером на скорости 60км/ч | 6 | 6 | 20 | ||
3.1. То же, на скорости 50 км/ч | 8 | - | |||
4. Удар о жесткий столб на скорости 32 км/ч | 6 | 6 | - | - | 16 |
5. Воздействие на человека при ударе с противоположной от него стороны | 4 | 4 | - | - | 8 |
в) Хлыстовая травма при ударе сзади | |||||
6. на скоростях от 16 до 24 км/ч | 4 | 4 | - | - | |
6.1. на скорости 20 км/ч | 7 | ||||
г) 7. Спасение и эвакуация, в т.ч. система eCall | 4 | 4 | |||
7.1. только eCall (оповещение об аварии) | - | - | 2 | ||
8. Отдельно: проверка срабатывания подушек безопасности | 8 | 3 | |||
8.1. в т.ч. удержание давления в течение 6 сек в районе головы при боковом ударе | |||||
Итого по сегменту I | 40 | 40 | 32 | 16 | |
II. Защита детей в салоне | 20% | 20% | 20% | - | |
a) Эффективность детской удерживающей системы (CRS) | |||||
1. При лобовых ударах | 16 | 16 | 16 | - | 8 |
2. При боковых ударах | 8 | 8 | 8 | - | |
2.1. только при ударе об столб | 4 | ||||
б) 3. Функции безопасности | 13 | 13 | 15 | - | 2 |
в) 4. Проверка установки CRS | 12 | 12 | 12 | - | 3 |
Итого по сегменту II | 49 | 49 | 51 | - | |
Итого по сегменту 1 | 113 | ||||
III. Защита уязвимых участников дорожного движения (VRU) | 20% | 20% | 20% | - | 25% |
часть III.1 | 60% | ||||
1. От травмы головы пешехода и велосипедиста | 18 | 18 | - | - | 10 |
Оценка риска травм пешехода: | 2 | ||||
2. Таз | 4,5 | 4,5 | - | - | |
3. Бедро | 4,5 | 4,5 | - | 5 | |
4. Колено, большеберцовая кость | 9 | 9 | - | ||
Итого по VRU: | 15 | ||||
часть III.2 | 40% | ||||
Автономная система экстренного торможения (AEB) для предотвращения столкновения с: | |||||
5. пешеходами | 9 | 9 | - | - | 12 |
6. велосипедистами | 8 | 9 | - | - | - |
7. мотоциклистами | 9 | 9 | 12 | - | 12 |
7.1. в т.ч. тест автоматического переключения дальнего света (ABH) | 2 | ||||
7.2. в т.ч. оценка новых технологий безопасности мотоциклистов (MST) - бонус | 2 | ||||
8. Предотвращение наезда велосипедиста на дверь | 1 | - | - | - | - |
Итого по AEB: | 24 | ||||
Итого по сегменту III | 63 | 63 | 16 | - | 39 |
IV. Оценка систем обеспечения безопасности | 20% | 20% | 20% | - | 21% |
часть IV.1 Автоматические системы помощи водителю (ADAS) | 71,4% | ||||
1. AEB Car-to-Car | 9 | 9 | 6 | - | 13 |
2. Мониторинг состояния водителя и пассажиров | 3 | 3 | - | ||
2.1. в т.ч. система DMS (Driver Monitoring System) | 2 | ||||
2.2. в т.ч. системы напоминания о непристегнутых ремнях безопасности (SBR) | 6 | ||||
3. Системы помощи поддержания скоростного режима | 3 | 3 | - | - | 1 |
4. Системы удержания полосы движения | 3 | 3 | 3 | - | 4 |
5. Антиблокировочная система (ABS), экстренного торможения (EBA), контроля устойчивости (ESC) | 6 | ||||
6. Системы: распознавания дорожных знаков (TSR), мониторинга слепых зон (BSD), безопасного выхода (DOW), помощи при движении задним ходом (RCTA) | 5 | ||||
Итого максимум баллов по ADAS: | 24 | ||||
часть IV.2 Эффективность освещения | 28,6% | ||||
7. Оценка эффективности дальнего и ближнего света в сочетании с системой адаптивного переключения фар (ADB) | 10 | ||||
Итого по сегменту IV | 18 | 18 | 21 | - | 34 |
Итого | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
170 | 170 | 120 | 16 | 186 |
Взвешенный общий балл рассчитывается на основе индивидуальных оценок в каждой группе с использованием весовых коэффициентов.
Например расчет общего балла рейтинга C-NCAP будет таким:
x/113*54%+25%*(y1/15*60%+y2/24*40%)+21%*(z1/24*71,4%+z2/10*28,6%), где x, y, z - баллы по группам.