Рейтинги безопасности автомобилей


10 января 2025


Содержание:


Логотип Global NCAP

NCAP - аббревиатура New Car Assessment Program, в переводе на русский язык: программа оценки новых автомобилей.


Первая такая программа появилась в США в 1979 году, разработана она была NHTSA - Национальным управлением безопасностью движения на трассах, а первый краш-тест в рамках US NCAP, лобовой удар о препятствие на скорости 35 миль/час (56 км/ч), был проведен 21 мая 1979.


Euro NCAP



Логотип Euro NCAP

В декабре 1996 года по инициативе ряда правительственных и неправительственных организаций, по аналогии с американской, была создана Euro NCAP - European New Car Assessment Programme, Европейская программа оценки новых автомобилей. Внедрением и развитием этой программы стала заниматься одноименная некоммерческая организация. На сегодняшний день штаб-квартира Euro NCAP находится в бельгийском городе Лёвене.


Безопасность транспортных средств законодательно регламентируется нормами и правилами, так, например, в Российской Федерации перед началом официальных продаж любых новых моделей автомобилей, они должны получить ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Для получения этого документа проводят оценку и испытания согласно Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011, действующего на территории ЕАЭС - Евразийского экономического союза. Регламент ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» основан на Правилах ЕЭК ООН, также, как и аналогичные нормы в других странах.


В чем же отличие добровольного тестирования NCAP от обязательных испытаний автомашин?


Сравним условия оценки согласно регламентам ТР ТС 018/2011 и Euro NCAP:

Наименование ТР ТС 018/2011 Euro NCAP
1. Проведение тестовОбязательноВыборочно или добровольно
2. Испытуемые автомобилиПредставляется заявителем (изготовителем) Анонимная покупка у дилеров
3. Количество автомашинСогласовывается лабораториейДо 4
4. Оценка машинУдовлетворение минимальных требований Присуждение относительных баллов и звезд
5. Количество основных краш-тестов25
6. Тест: лобовой удар в деформированную преградуна скорости 56 км/ч с 40% перекрытием передка машины в подвижный барьер с 50% перекрытием на встречных скоростях 50 км/ч
7. Тест: боковое столкновениеПодвижный деформирующийся барьер на скорости 50 км/ч в неподвижную машину Удар деформируемым барьером на скорости 60 км/ч
8. Публикация протоколов испытанийНе обязательнаВ общем доступе
9. Цель тестированияПолучение ОТТСРейтинг безопасности


 

Как видно из таблицы, регламент Euro NCAP предъявляет к испытаниям более жесткие требования, тесты приближены к реальным ситуациям на дорогах, испытываемые автомобили куплены в торговой сети, а не специально подготовлены, результаты наглядны, информация находится в открытом доступе.


Параметры Euro NCAP тестирования с 2009 года разделены на четыре группы:

  • 1 - Adult Occupant Protection (AOP) - защита взрослых в машине;
  • 2 - Child Occupant Protection (COP) - защита детей в салоне автомобиля;
  • 3 - Vulnerable Road User (VRU) Protection - защита уязвимых участников дорожного движения;
  • 4 - Safety Assist (SA) - системы обеспечения безопасности (активная безопасность).


За каждый тест выставляются баллы не выше максимально допустимых нормируемых значений. Затем по группам суммируются выставленные оценочные баллы и вычисляется процентное соотношение полученной суммы к максимально возможной сумме по определенной группе.


Полученные проценты сравниваются с пороговыми значениями по группам и присуждаются рейтинговые звезды. Так в 2025 году, для получения автомобилем максимальных пяти звезд минимальные значения по группам должны быть такими: 80% (AOP), 80% (COP), 70% (VRU), 70% (SA).


Для получения общего взвешенного балла процентные значения по группам умножаются на групповые весовые коэффициенты: 40% (AOP), 20% (COP), 20% (VRU), 20% (SA), а затем складываются.


То есть, общий балл гипотетической пятизвездочной машине с минимальными величинами по группам равен: 0,8*40%+0,8*20%+0,7*20%+0,7*20%=76%.


Декларируемая цель Euro NCAP: создание системы рейтингов безопасности автомобилей для информирования потенциальных покупателей. Гарантийный срок рейтинга машины, протестированной Euro NCAP – шесть лет, до окончания этого срока организация утверждает, что проводит дополнительные проверки.


Результаты испытаний распространяются на автомашины, продающиеся на территории ЕС – Европейского Союза.




ANCAP



Логотип ANCAP

Australasian New Car Assessment Program или ANCAP – независимая программа оценки автомашин Австралазии, региона включающего в себя Австралию, Тасманию, Новую Зеландию, Новую Гвинею и находящихся рядом острова.


Организация ANCAP основана в 1992 году. Официально заявлено, что тестирование, проводимое ANCAP, является дополнением к обязательным нормам - австралийским правилам проектирования ADRs. Australian Design Rules (ADRs) устанавливают обязательные минимальные требования к безопасности новых автомобилей, поступающих на австралийский рынок.


С 2018 года рейтинги организации присуждаются моделям машин согласно протоколам Euro NCAP, адаптированным к местным условиям. Судя по таблице сравнения методик разных NCAP (см. ниже), сейчас регламенты ANCAP и Euro NCAP почти ничем не отличаются.


Рейтинг ANCAP действителен в течение шести лет.


Asean NCAP



Логотип Asean NCAP

Эта программа для стран Юго-Восточной Азии и одноименная организация была создана в декабре 2011 года совместными усилиями Малайзийского института исследований безопасности дорожного движения (MIROS) и Global NCAP – некоммерческого предприятия, специально созданного для поддержки и согласования программ оценки автомобилей в разных регионах мира.


Global NCAP финансировало начало работы Asean NCAP и первые испытания машин. В январе 2013 были опубликованы результаты тестирования первых семи автомобилей и оглашены первые рейтинговые оценки.


Первоначально, оценивалась только защита взрослых (AOP) и детей (COP), но с 2021 года тестирование было расширено – были добавлены еще две области: системы обеспечения безопасности (SA) и безопасность мотоциклистов (MS).


Из-за большого количества аварий с участием мотоциклов, с 2017 в Asean NCAP было решено уделять больше внимания защите мотоциклистов.


Анализируя условия испытаний и рейтинговую схему Asean NCAP можно сделать вывод, что проводимые тесты не так обширны и менее строги в сравнении с Euro NCAP и ANCAP.


C-NCAP



Логотип C-NCAP

Китайская программа оценки безопасности автомобилей C-NCAP основана в 2006. С тех пор каждые три года происходит изменение регламента. Он менялся в 2009, 2012, 2015, 2018, 2021 и 2024 годах.


С 2018 года баллы по группам и общий рейтинговый балл представлены в процентном отношении. Максимальное количество звезд 5+.


С 2024 года минимальное количество баллов для получения автомобилем пяти звезд 83%, для получения рейтинга «5+» - 92%.


Тесты C-NCAP разделены на три группы:

  • 1 – Occupant Protection - защита людей в машине;
  • 2 – VRU protection - защита уязвимых участников дорожного движения;
  • 3 – Active safety – активная безопасность.


Программа C-NCAP координируется Китайским Центром автомобильных технологий и исследований.


ARCAP



Логотип ARCAP

Autoreview Car Assessment Program – российская программа оценки автомобилей, основана журналом «Авторевю». Краш-тесты в рамках ARCAP проводятся с 1996 года, а с 2001 года они стали соответствовать методике Euro NCAP.


Последние испытания проводились только для оценки безопасности при лобовом ударе автомобиля на скорости 64 км/ч о деформированный барьер, смещенный на 40%.
Для экономии средств тестирование проводится исключительно на пассивную безопасность.


Безопасность автомобиля оценивается не более чем в 16 баллов, а звездный рейтинг максимум в четыре звезды. Для получения четырех звезд достаточно набрать 12,8 баллов.


Для визуализации рейтинговых испытаний помимо звезд использует пиктограммы пассажира, автомобиля и водителя. Перечеркнутые символы водителя и пассажира означают повышенный риск нанесения тяжелых травм, а перечеркнутый символ автомобиля – серьезное разрушение машины.


Российская программа ARCAP не признана организацией Global NCAP.


Сравнение проводимых тестов и расчета рейтинга у разных программ оценки безопасности автомобилей в 2025 году


Проводимые тесты Весовые коэф. в %, макс. баллы
Euro NCAP ANCAP Asean NCAP ARCAP С-NCAP
I. Защита водителя и взрослых пассажиров 40% 40% 40% 100 %
1. Защита водителя и пассажиров (в т.ч. детей) 54%
a) Лобовой удар
1. В подвижный деформируемый барьер (MPDB) с 50% перекрытием на встречных скоростях 50 км/ч 8 8 20
1.1. В смещенный на 40% деформируемый неподвижный барьер на скорости 64 км/ч 16 16
2. В жесткий барьер с полным перекрытием на скорости 50 км/ч 8 8 - -
2.1. То же, на скорости 55 км/ч 20
б) Боковой удар
3. Деформируемым барьером на скорости 60км/ч 6 6 20
3.1. То же, на скорости 50 км/ч 8 -
4. Удар о жесткий столб на скорости 32 км/ч 6 6 - - 16
5. Воздействие на человека при ударе с противоположной от него стороны 4 4 - - 8
в) Хлыстовая травма при ударе сзади
6. на скоростях от 16 до 24 км/ч 4 4 - -
6.1. на скорости 20 км/ч 7
г) 7. Спасение и эвакуация, в т.ч. система eCall 4 4
7.1. только eCall (оповещение об аварии) - - 2
8. Отдельно: проверка срабатывания подушек безопасности 8 3
8.1. в т.ч. удержание давления в течение 6 сек в районе головы при боковом ударе
Итого по сегменту I 40 40 32 16
II. Защита детей в салоне 20% 20% 20% -
a) Эффективность детской удерживающей системы (CRS)
1. При лобовых ударах 16 16 16 - 8
2. При боковых ударах 8 8 8 -
2.1. только при ударе об столб 4
б) 3. Функции безопасности 13 13 15 - 2
в) 4. Проверка установки CRS 12 12 12 - 3
Итого по сегменту II 49 49 51 -
Итого по сегменту 1 113
III. Защита уязвимых участников дорожного движения (VRU) 20% 20% 20% - 25%
часть III.1 60%
1. От травмы головы пешехода и велосипедиста 18 18 - - 10
Оценка риска травм пешехода:2
2. Таз 4,5 4,5 - -
3. Бедро 4,5 4,5 - 5
4. Колено, большеберцовая кость 9 9 -
Итого по VRU:15
часть III.240%
Автономная система экстренного торможения (AEB) для предотвращения столкновения с:
5. пешеходами 99--12
6. велосипедистами 89---
7. мотоциклистами 9912-12
7.1. в т.ч. тест автоматического переключения дальнего света (ABH) 2
7.2. в т.ч. оценка новых технологий безопасности мотоциклистов (MST) - бонус 2
8. Предотвращение наезда велосипедиста на дверь 1----
Итого по AEB: 24
Итого по сегменту III 636316-39
IV. Оценка систем обеспечения безопасности 20%20%20%-21%
часть IV.1 Автоматические системы помощи водителю (ADAS) 71,4%
1. AEB Car-to-Car 996-13
2. Мониторинг состояния водителя и пассажиров 33-
2.1. в т.ч. система DMS (Driver Monitoring System) 2
2.2. в т.ч. системы напоминания о непристегнутых ремнях безопасности (SBR) 6
3. Системы помощи поддержания скоростного режима 33--1
4. Системы удержания полосы движения 333-4
5. Антиблокировочная система (ABS), экстренного торможения (EBA), контроля устойчивости (ESC) 6
6. Системы: распознавания дорожных знаков (TSR), мониторинга слепых зон (BSD), безопасного выхода (DOW), помощи при движении задним ходом (RCTA) 5
Итого максимум баллов по ADAS: 24
часть IV.2 Эффективность освещения 28,6%
7. Оценка эффективности дальнего и ближнего света в сочетании с системой адаптивного переключения фар (ADB) 10
Итого по сегменту IV 181821-34
Итого 100 %100 %100 %100 %100 %
17017012016186

 


Взвешенный общий балл рассчитывается на основе индивидуальных оценок в каждой группе с использованием весовых коэффициентов.
Например расчет общего балла рейтинга C-NCAP будет таким: x/113*54%+25%*(y1/15*60%+y2/24*40%)+21%*(z1/24*71,4%+z2/10*28,6%), где x, y, z - баллы по группам.








Статистика продаж


Контакты
Если Вы обнаружили ошибку и хотите об этом сообщить или желаете высказать свои замечания и предложения, пишите на электронный адрес: mail@kakoeauto.ru или используйте форму обратной связи на сайте.


© kakoeauto.ru, 2013-2024     логотип Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru